Развитие фонематических процессов
В процессе формирования звукопроизношения очень важное значение имеют: биологический и фонематический слух; моторика речевого аппарата.
Биологический слух является непременным условием формирования речи. Ребенок начинает говорить благодаря тому, что слышит речь окружающих. Всякое нарушение слуха в раннем детстве отрицательно влияет на развитие речи, поэтому при сложном нарушении звукопроизношения надо проверить слух ребенка и выяснить, не вызвано ли данное нарушение речи снижением слуха.
Но чаще мы встречаемся с нарушением звукопроизношения у детей с нормальным слухом. В этих случаях нарушение речи вызвано либо нарушением моторики артикуляционного аппарата, либо недостаточным развитием фонематических процессов (фонематического восприятия и фонематического анализа и синтеза) которые обеспечиваются фонематическим слухом, а чаще и то и другое.
Фонематическое восприятие – способность воспринимать на слух и точно дифференцировать все звуки речи (фонемы), особенно близкие по звучанию ([п]-[б], [c]-[ш] и т.д.).
Фонематический анализ и синтез – умственные действия по анализу и синтезу звуковой структуры слова.
Фонематический слух – тонкий систематизированный слух, обладающий способностью осуществлять операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова.
Недостаточное развитие фонематического слуха тормозит процесс звукопроизношения у ребенка: звуки формируются с большой задержкой и часто нарушаются. Дети с таким нарушением часто неправильно произносят те звуки, которые изолированно произносят правильно. В школе эти дети плохо справляются со звуковым анализом слов, затрудняются в чтении и письме.
Отсюда важно своевременно начать работу по развитию фонематического слуха.
Всю систему работы по развитию у детей фонематических процессов условно можно разделить на шесть этапов:
I этап — узнавание неречевых звуков.
II этап — различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, сочетаний слов и фраз.
III этап — различение слов, близких по звуковому составу.
IV этап — дифференциация слогов.
V этап — дифференциация фонем.
VI этап — развитие навыков элементарного звукового и слогового анализа и синтеза.
На первом этапе в процессе специальных игр и упражнений у детей развивают способность узнавать и различать неречевые звуки. Эти занятия способствуют также развитию слухового внимания и слуховой памяти (без чего невозможно успешно научить детей дифференцировать фонемы).
Упражнения включают задания на распознание:
- звучащих инструментов (губная гармошка, свисток, дудочка);
- звучащих предметов (крупа в коробках, погремушки, шелест листьев, шуршание бумаги);
- действий предметов (хлопанье, скрип, свист, стуки, звуки транспорта).
На первых занятиях взрослый предлагает детям предлагают послушать звуки за окном: Что шумит? (Деревья.) Что гудит? (Автомашина.) Кто кричит? (Мальчик.) Кто разговаривает? (Люди.) Кто смеется? (Девочка.) И т. д.
Комментариев нет:
Отправить комментарий